+7 (926) 459-02-82

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

 

Игра на детских музыкальных инструментах - важная составляющая музыкального воспитания детей. Этот вид работы способствует развитию психических процессов, формированию музыкального восприятия и слуха, чувства ритма, умению координировать свои движения. Кроме того, позволяет ребенку почувствовать себя субъектом музыкального творчества. Поэтому крайне важно привлекать малышей к игре на инструментах как можно раньше.
К сожалению, в настоящее время в дошкольных учреждениях роль этого вида музыкальной деятельности детей недооценивается.
В основном эта часть образования детей ограничивается игрой на шумовых инструментах. Металлофон, триола, гармоника, домра, скрипка, гитара, фортепиано если и предлагаются дошкольникам, то только в старшем возрасте.

Мало кто пользуется известной в мире методике обучения игре на музыкальных инструментах детей раннего возраста, разработанной японцем Синити Судзуки. Уже более полувека она успешно используется в США и странах Европы. Адаптировав ее к индивидуальным особенностям своих воспитанников, опираясь на собственный опыт, музыкальный педагог разработал систему работы с детьми. 
"Воспитание талантов" - методика и философия 

Синити Судзуки был первым, кто предположил, что дети 3-4 лет могут свободно владеть музыкальным инструментом. НЕ пиликать, а играть на нем. Он верил, что каждый ребенок способен к обучению, музыка - не таинство, а музыкальные таланты есть у многих. И главное: как любые способности, их можно развить. При правильном подходе каждый ребенок может научиться понимать музыку и исполнять музыкальные произведения.

Эта идея зародилась у него в далеком 1931 и легла в основу созданной им методики музыкального образования детей - "Воспитание талантов". По этой методике музыкальное образование следует начинать с раннего возраста. Ведь в этот период происходит усвоение родного языка, а следовательно, слух, голос и мозг малыша настроены на то, чтобы впитывать и копировать.
Поэтому в основу своего метода Судзуки ставит ассоциирование с процессом детского восприятия материнского языка. Маленькие дети обладают способностью различать и воспроизводить тончайшие нюансы устного языкового общения. Судзуки доказал, что малыш точно так же может узнавать и различать музыкальные звуки.
Для этого необходимо постоянное слушание, как и во время обучения материнскому языку. Поэтому с самого рождения ребенку стоит предлагать слушать определенные мелодии, используя их в качестве фона для детской жизнедеятельности. Достаточно с детства окружить малыша хорошей музыкой, так же, как он "окружен" звуками родного языка, и первый камешек в его музыкальном образовании будет заложен.
Обучение музыки по методу Судзуки рекомендуют начинать американские педагоги с 2-2,5, европейские - с 3-4 лет.


Сначала методика была разработана только для скрипки, но на сегодняшний день существуют методики также для фортепиано, альта, виолончели, флейты, гитары. Ограничения в инструментах связаны с наличием (или отсутствием) качественных инструментов детских размеров.
"Воспитание талантов" - это не только методика преподавания игры на музыкальном инструменте, но и целая философия, которая включает в себя взгляды на воспитание и развитие ребенка.


Профессор Судзуки был духовным и высоконравственным человеком и на воспитание этих качеств у детей обращал особое внимание. Один раз мама малыша, которого он учил играть на скрипке, спросила: "Сможет ли мой мальчик стать хоть кем-то? ". Судзуки ответил, что, учась играть на скрипке, малыш станет не кем-то, а достойным и добрым человеком. Не стоит требовать от ребенка, чтобы он стал профессиональным музыкантом и зарабатывал музыкой большие деньги. Человек с добрым и чистым сердцем всегда найдет свое счастье. Единственная забота родителей - воспитать ребенка честным человеком, чтобы у него были чистые помыслы и благородное сердце. Поэтому в своей педагогической деятельности Синити Судзуки руководствовался кредо: "Сначала - характер, а затем - способности ". Он мечтал, прежде всего, вырастить хороших граждан своей страны с самыми высокими моральными качествами.


Основные принципы методики Синити Судзуки


Вызвать и постоянно поддерживать интерес ребенка к музыке и музыкальному инструменту.


Нельзя дать малышу в руки скрипку (или другой музыкальный инструмент) и сказать - играй!
Принуждение только вредит учебе. Главное - пробудить у ребенка желание играть, заинтересовать его не только музыкальным инструментом, но и действием, процессом игры, эмоциями, которые они вызывают. Поэтому сначала на этом инструменте, например, скрипке, учится играть один из родителей или педагог (если занятия проходят в группе). Сначала маму или папу учат, как правильно сыграть простенькую пьесу, чтобы можно было закреплять умение ребенка в домашних условиях. Пока кто-то из родителей постигает азы музыкального исполнительства на маленькой (предназначенной для ребенка) скрипке, малыш вообще не берет инструмент в руки, а только слушает запись пьесы, которую позже будет изучать. На занятии же малыши наблюдают, как играют старшие дети, педагог или мама. Тем самым создается соответствующая атмосфера и очень скоро это приводит к тому, что ребенок берет скрипку у матери со словами: "Я тоже хочу поиграть". Звуки инструмента и мелодия ему уже знакомы. Поскольку он постоянно видит, как радуются другие дети, играя на скрипке, ему тоже хочется почувствовать эти эмоции. Таким образом, удается пробудить у малыша длительный интерес.


Создать качественный музыкальный фон 

Чем чаще ребенок слушает музыку, тем проще ему научиться играть на инструменте. Постоянное слушание создает также ролевую модель для его игры в будущем. В своих "Заметках по методу" Воспитание талантов " Судзуки пишет: "Если я буду давать младенцу слушать такую классику, как "Бранденбургский концерт" или" Серенаду" Чайковского или "Квартет" Бетховена, я выберу только часть мелодии, которая будет повторяться в записи целый день. Примерно через пять месяцев ребенок запомнит эту мелодию". Судзуки считал, что слушание музыки должно стать ежедневной привычкой как ребенка, так и родителей.
Однако не стоит это превращать в отдельное занятие, музыка должна служить фоном для обычной деятельности. Стоит отметить, что дети не устают от слушания музыки - Это характерно только для взрослых. Малыш охотно слушает знакомые звуки и мелодии. Дети стремятся к повторениям, а вот недовольство родителей по поводу надоевшей музыки может убить детский энтузиазм.

Постоянно повторять изученное 

Чтобы ребенок не забыла только изучены движения, мелодию и т.п., следует постоянно их повторять, постепенно применяя новые навыки и умения. Новый материал следует подавать, опираясь на уже знакомые ребенку произведения.

Поощрять и хвалить 

На занятиях с трехлетними детьми, начинающими Судзуки произносил слово "Хорошо" после каждого сделанного ребенком усилия. Никогда не использовал слово "плохо", а чтобы поощрить малыша, спрашивал: «Можно ли это сделать еще лучше?» или «А может попробуешь еще раз?». Судзуки считал, что лучше промолчать, чем покритиковать.


Активно привлекать к музыкальному воспитанию родителей

Развитие способностей ребенка возможно лишь при гармоничного взаимодействия учителя, родителей и самого малыша. родители должны посещать с малым занятия, делать для себя заметки, заниматься с ребенком дома.
Фактически, мама или папа становятся домашними учителями юного скрипача или пианиста. родители должны слушать вместе с ребенком записи классической музыки, учить воспринимать и понимать музыку, создавать музыкальный фон, водить ребенка на концерты.

Устраивать домашние концерты


Чтобы ребенок не терял мотивации Судзуки предлагает еженедельно устраивать показательные концерты для семьи, на которых у малыша будет возможность продемонстрировать свои успехи за последнее время. Особенно полезными они будут в течение первых месяцев обучения, когда практически все усилия направлены на формирование правильной позы и умение правильно держать инструмент. В этом случае такие еженедельные концерты становятся для малыша весомым стимулом. Каждый даже незначительный шаг вперед должен быть замечен родителями и поддержан.

Создавать позитивную атмосферу


Родители и педагоги должны помнить, что каждый малыш уникален, и не требовать от него больше, чем он может на этом этапе.
Любую попытку или проявление желания получить новые знания следует встречать искренней похвалой и поддержкой. Атмосфера великодушия, сотрудничества, радости за успехи других детей также является частью метода Судзуки. Положительное настроение должно господствовать на музыкальных занятиях и дома. Ведь дети учатся благодаря энтузиазму, и их успехи требуют поддержки, а выступления - поощрения.


Большое внимание уделять донотному периоду обучения


В это время ребенок пытается достичь правильной постановки рук, точной интонации, хорошего звучания и законченности музыкальных фраз. И только тогда, когда все это сформировано, можно браться за нотную грамоту. Многократные повторения, направлены не на заучивание определенной мелодии, а на точность самовыражения и раскрытие содержания музыки, дают значительно больший эффект по формированию и закрепления технических навыков. Следует заметить, что ребенок, уже хорошо помнит музыкальный текст, сможет посвятить свое внимание исполнительству, а не будет отвлекаться на запоминание следующей ноты.


Обеспечивать социальное взаимодействие с другими детьми


Важно, чтобы ребенок слышал не только себя и педагога, но и других детей, поэтому стоит устраивать групповые занятия. Совместный репертуар позволяет малышам играть вместе, дает им ценный опыт игры в ансамбле и закрепляет навыки, приобретенные на индивидуальных занятиях.
Хорошо, если дети также активно участвуют в различных спектаклях, постановках, концертах, во время которых имеют возможность продемонстрировать приобретенный опыт игры на инструменте. Все это является прекрасным мотиватором.

Практические рекомендации по использования элементов методики "Воспитание талантов"


1. Ребенку нужно давать слушать можно более красивой и разнообразной музыки. Музыка может звучать негромко как фон в повседневной жизни: во время занятий, игр, подготовки к обеду или сна дома и в детском саду. Выбирать музыку следует в соответствии с тем, какое настроение нужно создать. Так, для спокойных занятий хорошо подойдут "Времена года" Вивальди, симфонии Гайдна и Моцарта, для поднятия духа можно использовать "Славянские танцы" Дворжака. Покупая диски с классической музыкой, советуем для начала отдавать предпочтение сборникам типа "Избранные произведения известных композиторов" вместо "Полное собрание ...", поскольку они обычно содержат наиболее известные и любимые произведения.

2. Целесообразно давать малышу прослушивать несколько раз в день произведения, которые он разучивает (или будет разучивать в будущем). Для молодых детей можно записать простые народные мелодии на кассету или диск. Следует как можно шире и активнее привлекать родителей ребенка к занятиям, помогать им разобраться в материале, который он изучает. Если родители совсем далеки от музыки, целесообразно дать им несколько уроков игры на инструменте, который овладевает ребенок, посоветовать книги по музыке, сообщить о концертах, которые происходят, поощрять посещать их вместе с детьми. Это поможет родителям в занятиях с малышом дома.

3. Малыша постоянно нужно заинтересовывать занятиями. Маленьким детям трудно концентрироваться на длительное время, поэтому ежедневные занятия должны состоять не из одного урока на полчаса или час, а из нескольких мини-уроков по 3-5 минут. Во время занятий следует искренне поощрять малыша, отмечая даже незначительные успехи.

4. Во время занятия (с педагогом и дома) основное внимание уделяют правильному положению малыша за инструментом и воспроизводству хорошего звука. На подготовительных этапах в школах Судзуки используют ненастоящие инструменты (например, деревянная скрипка без струн и настоящий смычок). Ребенок делает вид, что играет. Аналогично практикуется игра на фортепиано с закрытой крышкой (при имитации исполнение произведения можно напевать его или включать запись).

5. Начиная с первых музыкальных фраз, уже следует развивать экспрессию и темперамент исполнителя. Наиболее эффективными методами при этом является показ и иллюстрации с объяснением.

6. Особое внимание следует уделять развитию чувства ритма. Педагоги должны помнить о необходимости поддержания оптимального темпа путем избежания слишком быстрой или слишком медленной игры.

7. Хорошо проводить на занятиях коллективное музицирование. Совместное музицирование имеет различные формы: пение и аккомпанемент (кто играет, а кто-то поет) игра в четыре руки на фортепиано; игра на фортепиано и скрипке (Флейте) две, три или даже десять скрипок вместе. Совместное музицирование (особенно с маленькими детьми) может быть и на детских инструментах (ксилофон и барабан), бубен и пение и т.д.

8. Важную роль следует отводить и домашний подготовке. Необходимо объяснять суть домашнего задания мамам, по возможности, демонстрировать его на практике. Насколько успешным исполнителем станет ребенок в большей степени зависит от того, насколько серьезно и творчески подойдет педагог к процессу обучения именно этого ребенка, учитывая его индивидуальность, способности, склонности, интересы, уровень умений и навыков. Но при любых условиях такая работа даст каждому малышу огромный толчок для развития как музыкальных, так и всех других видов способностей.